Система воспитательной работы Нахимовского военно-морского училища основана на интеграции учебной и внеурочной деятельности, в рамках которой происходит постоянное взаимодействие с культурными и общественными организациями города и края.
Перспектива основной цели воспитания в училище - становление личности воспитанника, формирование у него нравственных качеств гражданина и патриота своего Отечества, выявление и развитие интеллектуальных, творческих способностей кадета, создание психологически комфортных условий для социализации в обществе, семье, профессиональной деятельности.
Для достижения поставленной цели педагогическим коллективом училища решаются следующие задачи:
- формирование мировоззрения и системы базовых ценностей личности;
- организация инновационной работы в области воспитания и дополнительного образования;
- приобщение воспитанников к общечеловеческим нормам морали и традициям образовательного учреждения;
- обеспечения развития личности в здоровом образе жизни;
- поддержка социальных инициатив и достижений воспитанников;
- развитие единой системы классного, курсового и училищного самоуправления, развитие творческой инициативы воспитанников;
- социализация воспитанников в условиях образовательного учреждения пансионного типа;
- формирование традиций училища;
- расширение социально-партнерских связей с различными социокультурными институтами в целях обеспечения «открытости» учреждения и оптимизации реализуемого в нем воспитательного процесса, а также проведения профориентационной работы.
Обязательным условием инновационного образовательного пространства воспитательной системы училища являются нормативные документы:
- Устав училища;
- Конвенция о правах ребенка;
- Закон об Образовании;
- Национальная доктрина образования в РФ;
- Федеральная Программа развития образования;
- Программа развития воспитания в системе образования России;
- Государственная программа развития образования на 2013 - 2020 годы;
Решение задач воспитательной работы осуществляется через специально разработанные игровые, тренинговые, организационные и дискуссионные программы, которые успешно реализуются в училище нашими сотрудниками.
В системе воспитательной работы выделяются два уровня – методические консультации и семинары с воспитателями и организация активной деятельности воспитанников.
Воспитательная работа – это единство урочной и внеурочной деятельности: широкая сеть внеклассных занятий, предметных и научных обществ, структур практической, творческой и исследовательской деятельности, развитие демократических начал во всех гранях жизни училища.
Приоритетными направлениями воспитательной работы Нахимовского военно-морского училища являются:
- воспитание гражданственности, патриотизма, социальной ответственности и компетентности, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
- воспитание духовно богатой личности, следующей духовным и культурным традициям многонационального народа Российской Федерации, имеющей сформированные ценностные ориентиры;
- воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, воинской службе, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии, формирование экономической культуры и современного инновационного мышления;
- воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни;
- воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры;
- развитие и совершенствование системы самоуправления кадет с целью включения воспитанников в работу училища как субъекта учебной и воспитательной деятельности. Многоуровневое использование потенциала кадет в управленческом взаимодействии со всеми структурами училища.
Основные принципы воспитательной работы училища:
- ценностный принцип предписывает характер отбора и определения ценностных отношений как содержания воспитательного процесса;
- принцип целостности, предполагающий реализацию идеи социального становления личности в единстве учебного процесса и внеурочной воспитательной работы;
- принцип универсализма, направленный на разностороннее использование мирового и отечественного опыта воспитательной работы и социально-педагогической поддержки;
- принцип личностной ориентированности, способствующий признанию уникальности личности каждого воспитанника, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение;
- принцип единства соуправления, управления и самоуправления, ориентирующий на поиск, создание и выбор условий, обеспечивающих единство самости и социумности личности воспитанника, диалога педагогов и воспитанников;
- принцип непрерывности, обеспечивающий последовательность и преемственность в развитии личности воспитанника на всех уровнях обучения;
- принцип вариативности и динамичности, удовлетворяющий многообразные культурно-образовательные запросы личности и общества и повышающий гибкость общекультурной, научной подготовки кадет в сфере образования с учетом меняющихся потребностей общества.
В целом система воспитательной работы в Нахимовском военно-морском училище ориентирована на общекультурное развитие личности воспитанников. Благодаря социальным и образовательным навыкам, полученным в ходе обучения, выпускники достигнут необходимого уровня конкурентоспособности в изменяющемся мире, будут готовы к профессиональному и ценностному самоопределению и смогут ответить на вызовы XXI века.